Станислав Шинкаренко (shinkarenkostas) wrote,
Станислав Шинкаренко
shinkarenkostas

Путешествие в дельту Волги с National Geographic Россия

В начале июля на сайте National Geographic Россия был анонсирован проект "Дельты южных рек", в рамках которого проводятся три теста (вопросы в основном географического характера), победители которых принимают участие в экспедициях в дельты Волги, Дона и Кубани. По результатам теста я вошел в тройку победителей и отправился в дельту Волги с 25 по 29 июля.

Известие об участии в экспедиции застало меня в пампасах. В это время я находился на берегу Волгоградского водохранилища в месте с очень неустойчивой сотовой связью. Ко мне прилетела СМС от оператора с информацией о звонившем номере с московским кодом города. Чутье мне подсказало, что звонили именно по поводу поездки. Поднявшись на пригорок повыше, я поймал сигнал, и со мной связалась редакция NG. Так я узнал, что поеду в дельту Волги вместе с двумя другими победителями, редактором и фотографом NG. Более никаких подробностей я не узнал, кроме того, что планируется посещение экотропы в Астраханском биосферном заповеднике.
Оставшуюся до выезда неделю я провел в экспедиции по Богдинско-Баскунчакскому заповеднику и астраханским пескам. По возвращению меня уже ждали электронные билеты на поезд Волгоград-Астрахань и обратно, также была забронирована гостиница (я прибывал на день раньше остальных участников).
Вечером 24 июля скорым поездом прибыл в Астрахань, где меня уже встречал местный натуралист и фотоохотник Владимир Паньков vlad_pankov. Владимир подвез меня до гостиницы, а на следующий день я оставил у него в офисе рюкзак и фототехнику и смог спокойно посмотреть город. А вечером был назначен сбор всех участников в астраханском аэропорту, где нас ждала заповедниковская "буханка". Тут снова меня выручил Владимир Паньков, довез до аэропорта.
В состав группы кроме меня вошли: редактор National Geographic Traveler Дарья Петрягина, орловский натуралист Евгений Абрамов, студентка Мария Ренёва. Фотограф Евгений Полонский e_polonskiy подъехал на следующий день сразу на кордон заповедника.
Через два часа пути и две паромные переправы мы добрались до Дамчикского участка заповедника. Где заселились в один из домов для туристов. Фототехника всё это время лежала у меня в рюкзаке, поэтому фотографий я не делал.

В день нашего приезда прошел дождь, благодаря чему выдалось фантастическое утро следующего дня. Все было покрыто росой.

Я так увлекся поиском стрекоз, что забыл сделать фотографию залитого рассветным солнцем луга.

Стрекоз было довольно много, но они не были в утреннем оцепенении. Стоило потревожить, как стрекоза срывалась с места, взрываясь фейерверком мельчайших брызг.

Пауков на лугу было не меньше.

А этих товарищей более привычно видеть на человеческой коже. Но тут слепень златоглазик попозировал на травинке.

Далее нас ждал выход на лодке в авандельту.

Евгений, Мария(слева), Дарья и Петр Павлович - наш гид.

Евгений Полонский

Вот такими косилками выкашивают противопожарные полосы вокруг заповедника и каналы для прохода рыбы в зарослях водных растений.

В южной части заповедника установлены брандвахты для сотрудников. Здесь могут дежурить инспектора во время рейдов против браконьеров или отдыхают научные сотрудники.

Прошли мы и по экологической тропе "Обретенная дельта"

Маршрут производит приятное впечатление, добротно сделан деревянный настил. Тропа установлена так, чтобы не затапливаться в половодье. А туристы могут по ней ходить, не боясь испачкаться, и без нагрузки на почву.

Через один из ериков обустроен подвесной мост.

В самом начале тропа проходит через огромное лотосовое поле.

На маршруте нашим экскурсоводом был Кирилл Литвинов - заместитель директора заповедника по науке.

Дальше будут фотографии, которые удалось сделать во время наших выходов на лодке.

Кудрявые пеликаны

Белощекая крачка

Белощекая крачка на гнезде

Кувшинки

Для фотоохотника дельта Волги - настоящее Эльдорадо. Причем, как показал опыт, неплохо можно снимать и без всякой подготовки. Нужно только выходить на лодке пораньше утром. На ходу снимать не совсем удобно, но на малой скорости можно приноровиться. А если использовать укрытия, то можно получить вполне выдающиеся результаты.

Ночь тоже не должна проходить даром, благо на кордоне есть электричество. Вывесив ртутную лампу, удалось привлечь множество насекомых.

Муравьиный лев Acanthaclisis occitanica

Средний винный бражник

Азиатская перелетная саранча

Вьюнковый бражник

Линейчатый бражник

В окрестностях кордона немало змей - водяных и обыкновенных ужей.
Встретился вот такой интересный меланист обыкновенного ужа.

Один Евгений фотографирует то, как другой Евгений фотографирует ужа. А мимо проползает водяной уж.

Поездка получилась очень увлекательной. Компания собралась приятная и очень интересная. Пусть каких-то выдающихся кадров я не сделал, ехал не за этим. Дельта Волги - удивительнейшее место. Есть смысл брать экскурсию именно в заповеднике, т.к. здесь заметно богаче фауна птиц.
А пока можно поучаствовать в конкурсе и попасть в дельту Дона или дельту Кубани.